МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
как инновационный фактор эффективного управления хоккейным клубом.
ЧЕРЕНКОВ Дмитрий Робертович кандидат педагогических наук, Руководитель Высшей Школы
Тренеров по хоккею, РГУФКСТиМ
ГУСТОМЯСОВ Александр Александрович кандидат биологических наук, кафедра физической культуры
и спорта ЛГУ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
ГУСТОМЯСОВА Елена Владимировна кандидат педагогических наук, кафедра физической культуры
и спорта ЛГУ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия
В рамках опроса слушателей Курсов повышения квалификации
(МГАФК г. Малаховка, 2020 г.) посредством анализа экспертно-
го мнения тренеров по хоккею с шайбой нами выделены наибо-
лее значимые факторы, определяющие эффективность построения
учебно-тренировочного процесса в хоккейном клубе, а именно:
- Наибольшим факторным весом в организации учебнотренировочного процесса обладает профессиональная подготовленность тренеров. Тренеры подчеркивают, что успех развития хоккейного клуба во многом определяется тренерской деятельностью
- На второе место вышеуказанные специалисты поставили физическую подготовленность и функциональное состояние хоккеистов. По их мнению, без хорошей физической и функциональной подготовки сложно достичь успеха в процессе учебнотренировочной работы и соревнований.
- Третий фактор — психологическое состояние хоккеистов. Этот фактор становится ведущим на соревновательном этапе, по мнению слушателей КПК, причем его факторный вес будет повышаться по мере повышения ответственности за выступление команды. Однако он в значительной степени оказывает влияние
и на эффективность учебно-тренировочного процесса. - Не менее важное значение, отмеченный как четвертый фактор, имеет мотивация хоккеистов и тренеров. Реализация личностных возможностей тренеров и спортсменов в значительной степени зависит от тех условий, в которых осуществляется их профессиональная деятельность.
Таким образом, по мнению слушателей КПК, ведущими в эффективном осуществлении учебно-тренировочного процесса являются профессиональная деятельность тренеров и разносторонняя (физическая, психологическая, функциональная) подготовленность хоккеистов. Оба фактора связаны с многолетним тренировочным процессом, от грамотного, научно-обоснованного построения которого, напрямую зависит спортивный результата команды и всего хоккейного клуба. Российские хоккейные клубы — специфические организации, которые имеют ряд особенностей по сравнению с другими компаниями.
Хоккейным клубам свойственны черты как коммерческих, так и некоммерческих предприятий, причем независимо от организационно-правовой формы клуба. Эта «двойственность» весьма затрудняет стратегическое управление хоккейным клубом, но задачи клубов, которые ежегодно озвучивают генеральные менеджеры и главные тренеры схожи и предельно просты: побеждать другие клубы-конкуренты (команды) и занимать высокие места в турнирной таблице.
В структуре каждого хоккейного клуба в нашей стране имеется как профессиональная и молодежная команды, так и детская хоккейная школа. Следовательно, управление учебно-тренировочным процессом в хоккейном клубе должно представлять собой специально осуществляемую деятельность, направленную на достижение максимально возможного результата хоккейного клуба в различных турнирах.
Существуют и так называемые угрозы, игнорировать которые хоккейный клуб не должен:
— слабая трансфертная политика клуба;
— кадровый состав (тренеров, игроков, специалистов) не соответствует уровню клуба КХЛ.
В многообразии факторов стратегического управления авторы данной статьи выделяют следующие: определение целей и эффективности — исполнители — использование ресурсов. Здесь важными аспектами эффективности, помимо прочих, на наш взгляд будет являться: способность к нововведениям и способность к привлечению, развитию высококачественных человеческих ресурсов.
Нами была определена система базовых методологически обоснованных подходов реализации методической логистики хоккея, которая обеспечивает эффективное управление в хоккее:
- Внедрение в систему работы Хоккейного Клуба тренера-методолога.
- Создание методологического отдела Хоккейного Клуба
Считаем, что для обеспечения эффективности управления системой подготовки хоккеистов, ее постоянного методического совершенствования, внедрения новейших научных достижений целесообразно под руководством тренера-методолога создать в хоккейном клубе методологический отдел.
Основные направления работы методологическо го отдела хоккейного клуба:
- Экспертная оценка настоящего положения дел в хоккейном клубе и спортивных школах. Прогнозирование эффективных результатов и путей их достижения. Разработка программы и планов работы, необходимая их корректировка и анализ результатов.
2. Разработка новых, научно-обоснованных и совершенствование существующих методик подготовки спортивного резерва.
- Оценка и совершенствование профессиональной деятельности тренеров и методистов по хоккею. Создание атмосферы творчества и компетентностного развития. Мотивирование специалистов хоккея на внедрение изменений, саморазвитие и сотрудничество. Обучение новым профессиональным навыкам, профессиональная переподготовка. Проведение тренерских советов, создание методических кабинетов, профессиональных сайтов / страничек в интернете, контактирующих профессиональных сообществ, информационно-технологическое обеспечение работы. Повышение производительности труда вышеуказанных работников.
- Организация работы комплексной научной группы (КНГ) в хоккейном клубе.
- Обеспечение преемственности этапов и эффективных результатов подготовки спортивного резерва: детские спортивные учреждения-ЮХЛ-МХЛ-ВХЛ-КХЛ. Прогнозирование спортивной карьеры игроков. Представление рекомендаций по переходу и приобретению молодых перспективных игроков администрации хоккейного клуба.
- Проведение маркетинговых исследований. Развитие коммуникаций и связей между администрациями различных хоккейных организаций, общественностью. Повышение имиджа хоккейного клуба и популяризация хоккея.
Со всей уверенностью следует утверждать, что организация работы методологического отдела в Хоккейном Клубе позволит эффективно реализовать новый стандарт подготовки вида спорта.
«Хоккей с шайбой» (Приказ Минспорта РФ № 54882 от 07 июня 2019 г.), в котором выстроена специализированная цепочка подготовки хоккеистов: с этапом подготовки по специализации от 8 до 14 лет, с этапом спортивного совершенствования от 15 лет и с завершающим этапом — высшего спортивного мастерства (клубы ФХР и КХЛ). На наш взгляд, весомую поддержку в формировании современного фундамента подготовки высококвалифицированного хоккеиста могут оказать ФХР и КХЛ рекомендовав включить внедрение вышеуказанных методологических отделов в систему работы российских хоккейных клубов.
Литература.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». — Режим доступа: hhtp:// minstm.gov.ru.
- Савин В. П. Теория и методика хоккея. — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 204 с.
- Черенков Д. Р., Густомясов А. А., Густомясова Е. В. «Методическая логистика хоккея»: новый международный термин, Тeoria.ru, Теория и практика, 4 номер-2018 г. (ВАК) стр. 18–20
- Черенков Д. Р., Густомясов А. А., Густомясова Е. В. Крутских В. В., «Психологические аспекты логистики в хоккее»,
Тeoria.ru, Теория и практика, 3 номер-2019 г. (ВАК) стр. 19–21 - Черенков Д. Р., Густомясов А. А., Густомясова Е. В. «Методологическое обоснование реализации методической логистики хоккея», материалы VI Всероссийская научно-практической конференции «Олимпийское движение, физическая культура и спорт в современном обществе», стр. 398–402, 2019 г.