Email

hockey-city@mail.ru

Журнал «Хоккей в городе» пишет о любительском и профессиональном хоккее с шайбой и с мячом, на коньках и роликах, в валенках и флорболе. Новости, события, интервью, статьи, комментарии, аналитические материалы. Фотографии с матчей по хоккею. Сборная России, Легенды хоккея СССР и звезды хоккея. Ночная Хоккейная Лига. КХЛ, ВХЛ, МХЛ, Женский и детский хоккей. Следж – хоккей. Хоккейная экипировка и тренажеры для игроков и вратарей. Спортивная одежда и хоккейная форма. Спортивное питание. Ледовые арены.

Двор — начало пути многих людей

Виктор Шалимов — один из немногих самых уважаемых хоккеистов СССР и сегодняшней России. Мы публикуем трилогию его отношения к хоккею, жизни и семье. То, что не найдете в интернете о нем.

Часть I


Всё началось с замёрзшего пруда. Корни у меня подмосковные. В Мытищи, точнее в Челюскинский, маму перевели по работе, там мы жили в маленькой комнатке. Детский сад был далеко, на станции Лось, вот и пришлось мне почти все раннее детство провести у бабушки Евдокии, в Солнечногорске.


Самым спортивным в семье был мамин брат, дядя Витя, он занимался футболом и хоккеем на уровне районных
и областных первенств. Работал дядя Витя на заводе, за который после работы и играл. Такого понятия, как профессиональный спорт, тогда ведь не было — спорт был любительским. Однако и недостатка во всевозможных соревнованиях, включая первенства области и первенство России среди физкультурных коллективов, не было. Однажды дядя, которого оставили со мной (еще совсем маленьким) посидеть, взял меня на поляну и попал мне мячом в лоб. Вот тогда‑то, видимо, и вбил мне любовь к спорту.


А начинали мы все с замерзшего пруда и дворовой площадки. Эпоха телевизоров еще только начиналось, и мы
с друзьями (одни играли за «Спартак», другие — за ЦСКА) выходили во двор. Кто‑то был нападающим, кто‑то, запихивая книжки в валенки, чтобы ноги не отбили, становился в ворота, которыми служила дворовая калитка.
На коньки, если их можно так назвать, я встал лет в пять или шесть, точно не помню. Тогда это были «снегурки», которые прикручивались на валенки. Потом надевал дядины «канады» — эти уже были приклёпаны на ботинки, а ботинки были велики и потому надевались поверх валенок. Бывало, так накатаешься на пруду, что домой идёшь по заборчику и на коленках. А добравшись, ставишь обледенелые штаны у печки. Бабушка у меня была хорошая, не ругалась.


К детским увлечением в те времена относились терпимо — все были заняты своим делом: родители и дяди с утра на работе, бабушка по хозяйству. А мы с пацанами целый день кувыркались во дворе или на пруду. Собирались вместе — и одногодки, и старшие, и младшие, — сами чистили лёд, мастерили клюшки из какого‑нибудь сучка. Потом, когда по телевизору увидели настоящее клюшки, стали делать что‑то подобное. Гоняли и ледышки и шайбы.


Окончательно я перебрался к родителям в Мытищи лет в 12. Тогда в Челюскинском построили новую школу № 18, в неё я и перевёлся в 5‑й класс. Здесь я участвовал во всех школьных соревнованиях. До сих пор храню грамоты практически по всем видам спорта, и не только по игровым, а занимался я всеми видами, которые давались в школе.


И ГТО, и лыжные гонки на призы «Пионерской правды» (была тогда такая газетная лыжня), и на призы «Комсо-
мольской правды». Были районные соревнования. Много было легкоатлетических, они тогда на стадионе «Строитель» проводились, по всем видам: короткие дистанции и длинные, и ядро толкал, и прыгал, и за Мытищинский район в баскетбол играл (мы даже стали чемпионами области, а одним из наших соперников был баскетболист Милосердов, впоследствии тренер). И по всем видам занимал призовые места. Характер игрока и лидера проявлялся и закаливался во всём.


И всё‑таки больше всего мне дал двор. Ранней весной, как только появлялся лужок, выходили играть в футбол.
Как я стал спартаковцем. В команде «Спартак» я играл с мая 1968‑го по 1985‑й, а началось всё задолго до этого, с Тарасовской базы «Спартака», той, что неподалеку от Челюскинского. Мы мальчишками бегали туда подавать мячи футболистам. Смотрели, как играют дубль, как тренируется основной состав.


Директором базы в те годы была известная в прошлом легкоатлетка Мушкина. Там нам однажды сказали, что будут записывать в футбольную секцию, и стали мы в секции этой заниматься. Впрочем, заниматься — громко сказано:
бросят нам мяч — мы и бегаем. Не тренера, никого и соответствующего внимания не было. Самообразование…
Когда мне было 12, узнали, что в Сокольниках, на Ширяевке, записывают в детскую спортивную школу. Собрались мы с ребятами и поехали. Набор проводил Анатолий Михайлович Ильин, олимпийский чемпион 1956 года по футболу. Записались на футбол. Один парень (он жил на Маленковской, и мы вместе с ним ездили на трамвае на Ширяево поле) играл ещё и в хоккей и зимой мне предложил пойти к ним. Так потом и совмещал: летом — футбол, зимой — хоккей. Успевал сыграть за ДСШ «Спартак» в футбол, потом вернуться домой, на «Строитель», и сыграть на первенстве области за «Стройпластмасс».


Родители к моим увлечениям относились спокойно. Отец работал в Химках, уезжал на работу в шесть утра и возвращался поздно вечером. Мать тоже на работе. Всё зависело от собственного желания — без этого в жизни ничего не бывает. Сейчас ведь как — папа, мама, бабушка, дедушка возят ребёнка и сумки носят за него, и бутербродики с соком, а тогда да мы всё делали сами и ездили сами. Конечно, время было другое.

В школе учился на общих основаниях, заканчивал я 17‑ю школу (18‑я была восьмилеткой). Учёба шла по‑разному: и успевал, и не успевал, но тренеры следили за успеваемостью (дневники, правда, не проверяли). Мы участвовали во всех школьных соревнованиях, защищали честь школы, района, города. Не было такого: занимаюсь в секции — и всё. Никому бы и в голову не пришло сказать: «не участвую в каких‑то соревнованиях — боюсь, не дай бог, руку или ногу повредить». Было хорошее общее развитие, потому что успевал заниматься всем. Одна из наших сегодняшних бед как раз в том, что существует ранняя узкая специализация. Приводит мальчика в 5–6 лет в хоккей — и вот у него сплошной хоккей, хоккей, хоккей… и, бывает, годам к 15‑и он уже этого хоккея «наелся». Мы же занимались всем и умели играть во всё — и бегать, и прыгать, и кувыркаться. И легкая атлетика, и акробатика, и игровые виды спорта, и зимние, и летние… Несмотря на это, никто в классе не выделялся, явно не лидировал, был нормальный дружный класс.


Выбираю хоккей.
По окончании школы, в 17 лет, я раздваиваться перестал и сделал выбор в пользу хоккея. Выбор у меня был: в футболе я уже сыграл две игры за дубль за московский «Спартак», и Николай Петрович Старостин приглашал меня играть в футбол.


Первыми моими тренерами были Анатолий Михайлович Ильин — по футболу, а по хоккею — Борис Иванович Афанасьев и старший тренер Александр Иванович Игумнов, очень известный, первый получивший звание заслуженного тренера СССР за детский хоккей и воспитавший многих учеников, в том числе Старшинова. Совмещать футбол и хоккей в те времена было, скорее, нормой и не вызывало противоречий и борьбы между тренерами за воспитанника.


Вспомнить хотя бы Маслова, игравшего в команде мастеров за «Динамо» в футбол, а в другой сборной игравшего в хоккей. Тот же Бобров Всеволод Михайлович… Вообще, система совмещения видов спорта продуктивна. Специализация, особенно ранняя, таит в себе много опасностей.


Хотя бы потому, что ребёнку могут наскучить занятие одним видом. Если он катается с 7 лет, а другой пришёл в 12, то ещё неизвестно, кто из них будет лучшим через 3 года. Такое было и в наше время — приходил новичок и через 2–3 года обгонял занимавшихся много лет. Даже сверстники в росте непредсказуемы — одни останавливаются, а другие в 16–17 лет обгоняют.


Сделав выбор в пользу хоккея, я играл за молодежную, за первую мужскую, жил и тренировался с командой мастеров. Наставников было много: Николай Иванович Карпов, Борис Павлович Кулагин, Роберт Дмитриевич Черенков, Анатолий Иванович Ватутин. Но своими учителями я считаю своих первых тренеров.


Мастером спорта я стал в 1971 году. Получил высшее образование. Сначала поступил в Педагогический институт имени Крупской (нынешний МГОУ) на факультет физвоспитания, но закончил учиться, не начав. Тяжело было совмещать поездки, сборы и учебу. Потом, на следующий год, поехал с друзьями в Малаховку поступать в МОГИФК.


Там и учились. Тогда вышел указ, по которому мы как действующие спортсмены-студенты имели какие‑то льготы. Когда выдавалось свободное время, ездили туда и летом, там пропадали постоянно. Учились по свободному графику.


Продолжение читайте в следующем номере


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Виктор Иванович Шалимов
Заслуженный мастер спорта, советский хоккеист. Игрок «Спартака» (Москва; 1968–1985), а также австрийских
клубов. Олимпийский чемпион (1976), трехкратный чемпион мира и Европы (1975,1981,1982), обладатель Кубка Канады (1981), чемпион СССР (1976), лучший нападающий чемпионата мира 1982 года. В чемпионатах
СССР Шалимов провел 572 матча и забросил 293 шайбы. Советник Главы Мытищинского муниципального района по спорту.

Разделы

Партнеры

Автограф президента