Родители недовольны тренерами, тренеры недовольны родителями
спортивный психолог Торлецкий Сергей. Официальный сайт: SportPsi –www.sportpsi.ru
В своей консультационной работе, часто встречаюсь с родителями юных спортсменов, которые обучаются в спортивных школах.
Бывает так, что родители недовольны тренерами, а тренеры в свою очередь недовольны родителями. И все
вместе недовольны детьми. Юный спортсмен, да в прочем и состоявшийся профессионал, живёт под двойным
прессом, или под тройным. В этот список можно добавить проблемы со сверстниками или проблемы с партнерами в команде, где нет цельности коллектива, психологическая атмосфера в команде не комфортная или напряженная.
А на первый план выходит конкуренция и борьба за лидерство в спортивной команде. С точки зрения психологии — эта проблема на сегодняшний день действительна и актуальна. К сожалению, в спортивном воспитании очень не хватает профессиональных спортивных психологов, нет такой должности в спорте — не предусмотрено. И в процессе становления юных спортсменов, функции спортивного психолога, выполняет тренер, который и занимается психологическим воспитанием.
А ведь такая должность реальна и необходима, как отдельная дисциплина, как в современном развивающемся обществе, так и в Российском спорте. Как родитель, как тренер, и конечно как психолог я хорошо понимаю, что это действительно недостающее звено в подготовке молодого поколения. В советской школе вообще не было такой штатной единицы — психолог! Никому и в голову не приходило, что психологическое просвещение нужно, ведь именно хороший психолог формирует в спортсмене — психологию победителя.
На сегодняшний
день мои клиенты — это профессиональные спортсмены, действующие тренеры, родители и их дети. И они реально понимают необходимость такой работы, как психологическая подготовка. Подготовка и готовность к тренировочному процессу, настрой на выступления, мотивационный аспект и этот список можно продолжать.
Перечислю некоторые примеры, которые наиболее актуальны по запросам, и которые мне часто приходится решать в своей практике:
«Наши дети не способны внимательно слушать тренера».
«Некоторые не могут концентрироваться на конкретном
упражнении».
«Пропало желание в тренировочном процессе».
«Тренер не доверяет». «Они не способны».
«На тренировках все хорошо, а на играх зажатость».
«Они не могут без конфликтов решить ситуацию».
«В нашем коллективе преобладает и главенствует конкуренция», и т. д. и т. п.
Выводы: Дети, как малые, так и взрослые, разучились радоваться удачам друг друга, чужие успехи вызывают в них ревность, а в некоторых случаях доходит до ненависти.
Некоторые из них ничем не интересуются, почти ничего не читают, но тем не менее, хорошо манипулируют в своих интересах, проявляют хамство, неуважение, и не идут на контакт. Они замыкаются в себе, в своих переживаниях, на этой почве формируется раздражительность, а в некоторых случаях все это перетекает в форму невроза. В связи с этим возникает вопрос, о какой подготовке, о какой здоровой конкуренции, о каком здоровом подрастающем поколении может идти речь? Что посеем — то и пожнём.
Кто виноват?
В первую очередь мы с вами. Дети копируют поведение взрослых, не то, что мы им говорим и обещаем, а то, что мы делаем изо дня в день.
Что делать?
Можно все пустить на самотёк, расслабиться и получать удовольствие (все болезни от нервов — и ещё, от удовольствий), а можно постараться исправить ошибки и решить проблему. В этом и заключается работа спортивного психолога, мне часто приходится сталкиваться в своей практике с разными случаями. Уверен, что каждому в жизни необходимы новые знания, как в практической деятельности, так и в теоретической части. Согласитесь, ведь все мы в чем‑то талантливы, и нужно лишь уделить внимание, дать правильную — мотивирующую поддержку и раскрыть эти таланты. Всегда готов к конструктивному диалогу и к сотрудничеству, готов рекомендовать вам свою работу, как индивидуально, так и с командами. Теория и практика в обучении
— две неразрывно связанные стороны единого процесса подготовки. Поэтому, основным средством психологической подготовки спортсмена, является систематическое освоение новых и качественных знаний, как в практической деятельности, так и в теоретической части.
Спортивная психология предполагает ряд подходов, направленных на то, чтобы улучшить спортивные достижения, как спортсмена, так и в команде. В какой форме я предлагаю работу спортивного психолога?
- Конфиденциально — индивидуальная работа с про-
фессиональными спортсменами. - Консультации для спортсмена и сезонное сопровожде-
ние. - Консультирование родителей спортсмена.
- Тренинги в команде и проведение семинаров по пси-
хологии спорта.
Спортивная подготовка — это вид учебных мероприя-тий. Большинство навыков спортсмена не возникает путём чтения инструкций и нотаций. Каждый спортсмен — имеет свой уникальный психологический рисунок, заботливо раскрывая, поддерживая и сопровождая такого атлета, на вершину выходит психологически здоровая личность, где и формируется психология победителя. Для этого требуется индивидуальный подход и кропотливая работа специалиста в области психологии спорта. Но всё же главной фигурой в воспитании спортсмена является тренер, который применяет свои профессиональные навыки и обучение тоже с учетом индивидуальности каждого спортсмена. Мастерство достигается упражнениями — увеличивается физическая сила, выносливость. Кроме того, в тренировочном процессе путем длительных повторений вырабатывается способность почти автоматических точных движений и закрепление в памяти, в «мышечной памяти» способствует их применению на практике.
Как и чем тут может помочь спортивный психолог? Какие вообще приемы, кроме мотивации, убеждения и командной сплоченности можно применить в спортивной психологии?
Основа основ — это определение зон развития психики спортсмена. У одного что‑то получается меньше, а что‑то лучше. Определение зон развития спортивной техники — удел тренера, а вот определение зон развития
личности спортсмена — это область приложения сил и знаний спортивного психолога. Например, взаимоотношение между спортсменами, восприятие команды, сбалансированность и командоориентированность.
Это очень важный фактор командного успеха. Ясно же, что у каждого спортсмена, например, хоккеиста, есть своё представление, своё отношение к команде в целом, к тренеру, к тренировочному процессу. Кому‑то достаточно общая программа спортивного развития, а кто‑то «отстаёт».
Отстаёт не в спортивной составляющей или в физической силе и выносливости, а именно в своей ориентированности на победу, на успех команды в целом.
Итогом триумфа для спортсмена выступают новые и приобретенные им знания, его качественная работа — как в практической деятельности, так и в теоретической части. Ведь обучение в спорте — это социальный процесс, в котором следует учитывать все факторы: опыт спортсменов, лидерство, изучение техник из прошлого 20 века, учет факторов обучения между спортсменами, кто‑то достиг, кто‑то на подходе, а кто‑то ещё учится, и других важных факторов. В этом и есть развитие психологии спорта.