Email

hockey-city@mail.ru

Журнал «Хоккей в городе» пишет о любительском и профессиональном хоккее с шайбой и с мячом, на коньках и роликах, в валенках и флорболе. Новости, события, интервью, статьи, комментарии, аналитические материалы. Фотографии с матчей по хоккею. Сборная России, Легенды хоккея СССР и звезды хоккея. Ночная Хоккейная Лига. КХЛ, ВХЛ, МХЛ, Женский и детский хоккей. Следж – хоккей. Хоккейная экипировка и тренажеры для игроков и вратарей. Спортивная одежда и хоккейная форма. Спортивное питание. Ледовые арены.

Тенденции развития современного передового хоккейного стиля

На основе анализа современного передового хоккейного стиля, игр крупнейших турниров клубных и сборных команд последних 10 лет можно прогнозировать следующие тенденции его развития в ближней и долгосрочной перспективе:

1. Изменение роли и функций тренеров, с одной стороны в сторону повышения их методической и информационно-аналитической подготовленности, а с другой — более узкой специализации в тренерском штабе. Увеличение количественного состава тренерских штабов, как в детско-юношеском хоккее, так и в профессиональном. Наличие в тренерских штабах наряду с традиционными тренерами-специалистами (тренеры по игре в атаке, в обороне, вратарей, по развитию индивидуального мастерства, по физической подготовке) специалистов по информационным технологиям, по хоккейной статистике и аналитике.

2. Технологичный хоккей: всесторонне технологически обеспеченный, основанный на подробной информации о своей команде и о сопернике, обеспечивающий максимальную эффективность на основе максимизации своих сильных и минимизации слабых сторон при одновременной минимизации сильных и максимизации
слабых сторон соперника.

Критерии технологичности:

— информационное обеспечение, технологии и ресурсы для надлежащей обработки информации, наличие достаточной информации по командам и игрокам соперника и по собственным игрокам; — целенаправленная селекция игроков под концепцию игры;

— наличие основного и резервных планов на игру, своевременное переключение между планами;
— распределение ролей в ТШ и управление им во время игры;
— подробное доведение до игроков планов на игру, разбор соперников, разбор не только своих ошибок, но и указание как нужно играть против конкретного соперника, против конкретной пятёрки, линии, игрока;
— формирование разноплановых пятёрок и линий (ударные, сдерживающие, силовые, скоростные), постановка им конкретных заданий на игру;
— наряду с тактическим противоборством в микроматче (смене) пятёрок повышение значимости групповых и индивидуальных микропоединков, противоборств в каждом ТТД, нацеливание игроков на победу в каждом ТТД;
— тактический размен в игровой ситуации своих игроков с игроками соперника на основе знания сильных и слабых сторон своих игроков и соперника;
— постановка индивидуальных заданий игрокам;
— умение использовать ролевых игроков;
— формирование спецбригад для ПП, ПК, игры в равных, но неполных составах.
— коучинг во время игры (наложения, лайн-матчинг, управление ритмом, скоростью игры, управление игровым временем линий и пятёрок, перетасовка звеньев под задачи и по ситуации, использование тайм-аута, замена вратаря, контроль за ТШ соперника, работа в паузах в игре, разбор, постановка задачи и внесение корректив
во время перерывов и по ходу игры и т. п.);
— умение играть по счету: уступая или ведя в счёте.

3. Тотальный, динамичный хоккей. Использование всей длины и ширины площадки: в разрушении — перекрытие
свободных зон и игроков, подстраховка, опека, блокирование передач и бросков, в созидании — поиск свободного пространства, открывание под передачу, поиск продолжения атаки, поддержка движения
партнёров, встречные движения, импровизация и всё это на основе постоянной динамики, движения. Силовой и технический прессинг по всей площадке.

4. Универсальный хоккей. Универсализация полевых игроков как внутри амплуа, так и между амплуа. Стирание грани межу защитником и нападающим. Каждый игрок должен уметь выполнять функции в соответствии с тем местом и ситуацией на площадке, в которой он находится в конкретный момент времени, а также набор ролей, в которых данный игрок наиболее эффективен.

5. Комплексирование универсализма и узкой специализации (игроки универсалы и ролевые игроки) на общей высокой технико-тактической и функциональной базе.

6. Мультимодельный хоккей. Наличие
в арсенале команды различных, даже про-
тивоположных тактических моделей.

7. Интенсивный хоккей. Дальнейшее повышение интенсивности игры, мощности (силовой, скоростной, технической), челночный характер работы игрока в смене.

8. Сбалансированный хоккей. Виды баланса:
— Баланс созидания-разрушения в игре команды. Увеличение скорости игры, как для созидательной, так и для разрушительной игры. В современном хоккее побеждает не та команда, которая умеет лучше атаковать или лучше обороняться, а та, которая умеет это делать одинаково хорошо и, которая превосходит соперника
в сбалансированности атаки и обороны, созидания и разрушения. Количественно баланс выражается в том, что доля разрушительных ТТД от общего количества ТТД команды в игре должна быть не менее 50 %.
— Баланс командных и индивидуальных действий. Увеличение доли коллективных, групповых, командных действий по отношению к индивидуальным, как для созидательной игры, так и для разрушительной.
Активное использование передач в одно касание. Приоритет передач над индивидуальным движением игрока с шайбой.
— Баланс напряжённости (интенсивности) и ошибок. При сохранении высоких значений напряжённости и интенсивности ТТД, команда по ходу турнира не должна допускать роста ошибок в ТТД, особенно грубых ошибок.
— Баланс сложной позиционной и более простой вертикальной игры. Простой, вертикальный хоккей становится неэффективным, не обеспечивает минимизацию ошибок, что являлось его основной задачей. Перспективный хоккей требует более сложных групповых и командных взаимодействий, участие не менее 3–4‑х
игроков в игровых эпизодах, как в созидании, так и в разрушении. Всё это на базе высокого уровня индивидуального тактического и технического мастерства, функциональной готовности.

9. Возрастание роли коллективных, групповых, командных действий. Основа коллективной игры — целесообразные взаимодействия игроков: индивидуальные и групповые (в линиях, в пятерке), основанные на индивидуальном игровом мышлении. Действия каждой из команд и игроков определённым образом упорядочены тренерским заданием на игру: тактическими решениями, составом команды, составом линий и пятёрок, индивидуальными заданиями игрокам. Взаимодействия предполагают: зрительный контроль и видение
поля, игровое мышление и прогнозирование, взаимное перемещение (открывание, подстраховка, скрещивание и т. п.), своевременные и точные передачи. Контроль шайбы во всех зонах, в том числе вход в зону атаки через контроль шайбы. Олимпийские игры 2014 г. и Кубок мира 2016 г. показали, что лучшие команды мира более
50 % атак начинают комбинационным входом в зону.

10. Повышение значимости позиционной игры, как в обороне, так и в атаке. Исследования подтверждают, что голевая эффективность позиционных атак выше, чем атак сходу (контратак) на 35–40 %. В то же время требуется умение эффективно противостоять в защите позиционным атакам соперника.

11. Повышение значимости работы с функциональным состоянием игроков и команды в целом, как по ходу длительного сезона, так и краткосрочных турниров, обеспечивающие поддержание и развитие уровня функциональной работоспособности с целью вывода и поддержания спортивной формы на период решающих игр.

12. Повышение значимости информационной и аналитической поддержки принятия решений тренерским штабом. При выравнивании у команд других составляющих хоккейного стиля (стратегия, тактика, технологии, техника, функциональная и психологическая готовность) на первый план выходит наличие достоверной, полной и оперативной информации, как по сопернику, так и по своей команде, а также методическая интерпретация этой информации для повышения эффективности тренировочного процесса и соревновательной деятельности команды.

ЗАХАРКИН И.В., ГОРСКИЙ В.Е.

Разделы

Партнеры

Автограф президента