Уже по колено в болоте
Максим Лебедев
В нынешнем сезоне сборная России не завоевала ни одной медали ни на каком чемпионате мира, ни в какой возрастной категории. Но Олимпиада затмила все, и списала все грехи – бывшие, настоящие и будущие.
Хоккейный сезон пролетел как один день, заставив в итоге сожалеть о том, что упущен даже не год, а четыре года, следующих за Олимпиадой. Потому что олимпийское золото стало полной индульгенцией для любителей экспериментов, издевательств и извращений над отечественным хоккеем. А их с каждым последующим сезоном становится все больше.
Были и положительные моменты, и это тоже нельзя не отметить. Судьи вдруг перестали в плей-офф сзади пихать, как только можно, а спереди тащить за все, что только можно, СКА к Кубку Гагарина. И это вызвало определенную переоценку ценностей. Потому что такая политика пошла с того момента, как Алексей Анисимов стал «говорящей головой», разъясняющей зрителям, почему черное – это белое, а судьи всегда правы. А реальной работой занялся Виктор Горский, перехваченный у ВХЛ. И почему-то сразу, как по мановению волшебной палочки, судьи перестали удалять «за косой взгляд в сторону Ковальчука» или «за нецензурные мысли в адрес СКА». А нормально делали свою работу, и даже не дернулись, когда питерцев вышибали из плей-офф.
То есть, если раньше в этом обвиняли, в основном, руководство КХЛ, которое, к удивительному совпадению, почти полностью соответствовало руководству СКА, то в завершившемся сезоне стало ясно, что руководство лиги, по большому счету, ничего особенного, кроме нормальной работы, от судей и не требовало. А тот судейский беспредел, который все мы наблюдали годом ранее, был тем, что называется «эксцессом исполнителя». В народе про такое говорят: «Заставь дурака Богу молиться…» Убрали дурака из руководства судейским департаментом – и арбитраж стал вполне приличным.
В завершившемся сезоне Владислав Третьяк был переизбран на очередной срок президентом ФХР, а заодно окончательно оформился «зиц-председателем Фунтом» при Романе Ротенберге. Теперь Третьяк лишь подписывает бумажки в том месте, где ему покажут, да разъезжает по регионам, где его всегда любили и будут любить за дела минувшие.
Цинизм окончательно сформировался в качестве государственной политики КХЛ. Если раньше притчей во языцах была аренда, которой сперва просто не было, потом она была запрещена официально, но при этом до четверти хоккеистов лиги находились в аренде, это все знали и все об этом говорили и писали, то теперь таким показателем стало так называемое «бюджетное финансирование». Которого по распоряжению президента быть не должно, но которого не быть не может, потому что тогда вообще не будет хоккея.
В чем тут камень преткновения? Если раньше губернатор, имеющий на своей территории хоккейный клуб, а еще лучше переживающий за него, спокойно мог занести в областной бюджет отдельной строкой финансирование этого самого клуба, то теперь он это вынужден делать тайно, «через заднее крыльцо». И если раньше губернатор тратил рубль бюджетных денег на свой хоккейный клуб, то теперь, чтобы этот рубль дошел до клуба, губернатор вынужден тратить два, а то и три рубля, протаскивая эти деньги через госзаказы и систему местного налогообложения. И когда мы видим, что какой-нибудь «Трактор» имеет бюджет, скажем, в три раза меньше СКА или ЦСКА, то на самом деле пресловутая Челябинская область тратит на хоккей столько же денег, сколько «Газпром» или «Роснефть». Только те могут их тратить напрямую на хоккей, а Челябинская область вынуждена протаскивать верблюда через игольное ушко, чтобы бюджетные средства оказались в хоккейном клубе.
Все это знают, все это понимают. Но в нынешних реалиях нет человека, способного сказать Путину: мол, пургу сморозил, ваше благородие, чушь нёс, надо исправлять. Потому что на места губернаторов старой закалки приходят новые «варяги», которые и рады бы содержать командочку, да не хотят заниматься подобными полумошенническими действиями с первых же шагов. До КХЛ это пока не особо дошло, хотя кое-кого уже задело, а вот этажом ниже положение катастрофическое. И второй по ранжиру турнир постепенно превращается в соревнование олигархических фармов. Но поскольку все это растянуто во времени – то ТХК гикнется, то Балашиху, выигравшую последнюю «Братину», пустят по ветру, то «Кристалл» со «Спутником» спустятся этажом ниже, в первенство ВХЛ – то состояния катастрофы ни у кого не вызывает. А уже пора.
Дошло до того, что уже Казахстан смотрит на нас сверху вниз. И если раньше «Магнитка» могла забрать половину казахстанской «Устинки», то теперь в две казахстанских команды, играющие в ВХЛ, стоят очереди из российских хоккеистов. И им уже абы кто не нужен, они россиян без опыта игры в КХЛ не берут.
Корень всех бед отечественного хоккея начинается с того места, где власть имущие вот уже десять лет не могут ответить на вопрос: КХЛ – это бизнес или социалка? В итоге получился огромный и неповоротливый монстр, каждый год сжирающий колоссальное количество денег (в среднем миллиард рублей на команду). Но этот вариант как раз устраивает всех и в центре, и на местах, поскольку на любой неудобный вопрос легко находится нужный ответ. Почему подняли цены на билеты? Так мы же бизнес! А зачем тогда вбухиваете посреди сезона адские деньги на покупку и аренду новых игроков? Так это же социалка: людям нужны победы! Так и ходим по кругу, а кто-то неплохо наживается, ловя рыбку в мутной воде.
Под конец сезона возник вопрос про сборную. Назначение Ильи Воробьева получилось столько же феерическим, как и его итоговый провал. «Кто был никем – тот станет всем» — под этим революционным лозунгом он назначался одновременно и в самый богатый клуб лиги, и в сборную. Но за два месяца умудрился спустить в унитаз все, что до него «было нажито непосильным трудом». 1 к 8 — таким получилось соотношение побед и поражений сборной России в матчах против ТОП-команд. При его батюшке, Петре Ильиче, что «Торпедо», позже ставшее «Локомотивом», что «Лада» показывали образцы закрытого и скучнейшего хоккея, который невозможно было смотреть на трезвую голову. Но при этом они регулярно давали результаты. Сборная Ильи Петровича что на Евротуре, что на чемпионате мира летала так, что шуба заворачивалась. Вот только проиграла всем мало-мальски приличным командам. Сперва одним поражением выведя себя в труднейший четвертьфинал, а потом в этом четвертьфинале проиграв команде без вратарей, с клоунами в воротах.
Но вернемся к тому, с чего начали: олимпийское золото дало индульгенцию руководству ФХР. Минимум, на четыре года. Поэтому Быкова можно было снять за отсутствие медалей после двух побед на чемпионатах мира, Билла можно было снять после Олимпиады. А вот Воробьева снимать никто не станет, ведь в сборную его посадил Ротенберг, у которого и есть эта индульгенция.
А ведь Геннадий Величкин не просто так уволил Воробьева из «Магнитки», как бы потом ни писали о поспешности этого решения. Если не считать Валерия Белоусова, то с тренерами Величкин не ошибался, точнее, с их увольнением. И никто после «Магнитки» приличных результатов не показывал. Быть может, он понял нечто такое, что мы после чемпионата мира и 1 к 8 в матчах с ТОП-командами тоже начинаем понимать? Но пока не знаем, как это оформить в четкую аксиому.
Пока же у нас после трех действительно сумасшедших первых сезонов КХЛ постепенно скатывается в болото. Оно уже практически там, хоть и предпринимает судорожные попытки выбраться из трясины. Другое дело, что попытки эти половинчатые и не затрагивают системы построения отечественного хоккея. Даже скорее боится затрагивать.
Значит, будем потихоньку загнивать. В чемпионатах мира во всех возрастных категориях медалей уже нет. Если НХЛ вернется на олимпиады, там их не будет тоже.
Но руководство КХЛ будет ежегодно ставить себе отличные оценки за свою блестящую работу. Если сам себя оцениваешь, и это должно считаться истиной в последней инстанции, то кто ж себя покритикует?